Штергрэс. Несуществующий поселок у мертвой электростанции

Поселка Штергрэс нет ни на одной современной карте Луганской области. Еще в 80-х его присоединили к соседнему городку Миусинску, но в памяти людей название до сих пор живо. Оно часто упоминается в названиях автобусных маршрутов и местных газетах, так, как будто поселок до сих пор – самостоятельная административная единица. 

Штергрэс был основан в 20-е годы прошлого столетия при строительстве Штеровской ГРЭС (так в те времена называли ТЭС). От нее и получил свое живучее название-аббревиатуру. Долгое время, пока работала электростанция, Штергрэс был стратегически важным энергетическим центром региона, но в 80-х, после закрытия ТЭС, трудовая слава поселка померкла. О Штергрэсе быстро позабыли, населенный пункт утратил свое значение, и превратился в одну из депрессивных окраин Красного Луча. Лишь местные жители упорно не хотят воспринимать упразднение своей малой родины, и продолжают говорить о поселке, как о существующем населенном пункте. 

Жители Штергрэса и в самом деле имеют основания гордиться своим поселком. Для Украины это историческое место. В 1926 году здесь была пущена одна из первых электростанций в стране и старейшая в Донбассе – Штеровская ГРЭС, которую называют первенцем ленинского плана ГОЭЛРО.

Станция работала долгие годы и была остановлена в конце 80-х., когда исчерпала свой ресурс. Ее здание, выполненное в стиле конструктивизма, сегодня вполне может считаться памятником истории и архитектуры. В цехах и до сих пор сохранилось трофейное немецкое оборудование 30-40-х годов, завезенное на станцию после войны. Теперь, когда производство остановилось, лишь в нескольких помещениях теплится жизнь. Там занимаются ремонтом оборудования других ТЭС.

Наиболее подробно история предприятия изложена в книге серии «История фабрик и заводов СССР», посвященной электростанции. Книга хранится лишь в одном экземпляре в администрации предприятия. Благодаря ей сегодня можно точно воспроизвести события тех лет.

 

Название ГРЭС получила от ближайшей железнодорожной станции Штеровка. 

Электростанция была построена фактически на пустом месте, в степи. Расположение было выбрано не случайно – станцию спроектировали в географическом центре антрацитового района Донбасса, где в то время в отвалах лежало около 50 млн. пудов штыба (угольной пыли, считавшейся отходом угледобычи) – очень дешевого топлива. Этот штыб было решено использовать в электроэнергетике и сжигать на Штеровской ГРЭС. На ту пору это были революционные технологии. 

Станцию решили строить еще в 1921 году у Миуса – самой полноводной местной речки, откуда планировалось брать воду для турбин. Первым делом проложили к месту строительства железную дорогу. Рабочих, занимавшихся строительством, решили разместить в соседнем поселке Новопавловка, где для них оборудовали общежития в брошенных помещичьих усадьбах, а также построили несколько временных бараков. Для строительства станции использовался дикий камень, месторождений которого вокруг было особенно много. Такой камень добывают в этой местности и по сей день. 

Строительство продвигалось медленно – сказывалась нехватка средств. В 1922 году правительством была выделена лишь 1/8 от необходимых денег. Все работы велись вручную. Лопатами рыли котлованы, глубиной в несколько метров, грунт вывозили на волах и тачках. Станцию строили жители Новопавловки и окрестных сел. 

Одновременно с ГРЭС возводили плотину на Миусе для организации водозаборного пруда-водохранилища. На этих работах использовались первые трактора. 

Первый турбогенератор на станции запустили 8 октября 1926 года. Штеровская ГРЭС дала первый ток. В 1927 году вошел в строй второй турбогенератор, и ГРЭС стала снабжать энергией близлежащие поселки и города. В связи с кончиной в 1926 году Феликса Дзержинского, электростанции было решено присвоить его имя. 

Строительство станции было закончено в 1932 году. К этому времени было пущено уже 7 турбогенераторов. Станцию, в соответствии с модой того времени, стали пафосно именовать «главным кочегаром Донбасса». 

В войну Штеровская ГРЭС была эвакуирована в Казахстан, после окончания военных действий – восстановлена. Позднее станция перестала сжигать штыб, и перешла на мазут. Но после того, как в Донбассе был построен ряд современных мощных электростанций, маленькая и старенькая Штеровская ГРЭС утратила свое значение, и на нее махнули рукой. Оборудование не модернизировали, рентабельность производства электроэнергии падала с каждым годом, пока в конце концов не достигла совсем уж неприличных показателей. Энергетики шутили, что для выработки одного киловатта на Штеровской станции требуется ведро мазута. В такой ситуации производство было решено остановить.

 

Об этих печальных временах подробно рассказывает бывший работник станции Анатолий Морозов. Заметно, что ему не приятно вспоминать о том, как деградировало предприятие, которому он отдал столько лет жизни. Ветеран энергетики с ностальгией вспоминает коммунистов, хотя работу станция прекратила еще во времена СССР.

 

После остановки ГРЭС в 1980-х, большая часть оборудования была демонтирована и вывезена на металлолом, а помещения станции было решено использовать для организации завода по ремонту оборудования других электростанций. Организация завода велась до начала 90-х, но затем, по понятным причинам, свернулась, и завод на месте ГРЭС так и не возник. Удалось организовать лишь несколько цехов. Сегодня они принадлежат частному лицу, и занимаются ремонтом турбин. Занято в них около 100 человек. Ничтожная цифра в сравнении с 2000-м коллективом, который когда-то работал на ГРЭС.

 

Бывший машинный зал

Трофейный германский станок «Wotan», и лендлизовский (видимо) «Цинцинатти». Работают вовсю и до сих пор. Остается только догадываться, какая тут производительность труда и энергоемкость производства. Суровые реалии украинской промышленности 21 века.

 


В цеху идет ремонт ротора турбины


На станции сохранилось множество советских табличек

Корпус станции возводился по передовым технологиям 20-х годов и имеет архитектурную ценность. Похожим образом возводился знаменитый харьковский Госпром. К сожалению, постройка постепенно ветшает и рушится, обнажается ржавая арматура. 

Штергрэс был застроен в 30-е годы небольшими домиками в стиле конструктивизма. По виду он совершенно не похож на соседние поселения, а больше напоминает городки западной Украины. Удачное расположение, однако, не помогло поселку выжить. Здесь нет ни промышленности, ни туризма. В Штергрэсе царят безработица и бедность. Тривиальная картина – очередной украинский поселок, где уже никогда не будет так, как было раньше.

Времена, когда за жилье здесь бились, давно прошли. Теперь в симпатичных конструктивистских коттеджах то и дело заметны померкшие окна нежилых квартир. Брошенных и ненужных никому.

В бывшем Штергрэсе, а теперь – Миусинске, есть красивая природа, есть подходящая промышленная площадка для организации производства. Нет только власти, способной хоть как-то наладить ситуацию в поселке. Это милое местечко по-настоящему жаль, ведь в Донбассе не так много действительно оригинальных городов с самобытной историей. Остается лишь надеяться, что долгожданные перемены придут сюда раньше, чем придет в полную негодность местная инфраструктура.

Станислав Кметь, «ОстроВ»

Статьи

Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Мир
16.04.2024
10:17

«Энергичный контрудар может стать джокером в рукаве Сырского». Российские СМИ об Украине

«Общая оценка украинских резервов приводит к выводу: имеющихся сил и средств командованию ВСУ не хватит для проведения стратегического наступления. Но их достаточно для энергичного контрудара оперативного масштаба на одном направлении».
Все статьи