Раиса Богатырева: «Не будем делать трагедии, если на время окажемся в оппозиции»

Раиса Богатырева в политике не первый год, и хорошо знает, что к власти подготовиться нельзя, а к оппозиции – нужно быть готовым всегда. На всякий случай.

Какой именно случай сыграет судьба с Партией регионов – не ясно вот уже два месяца, прошедших со дня окончания парламентских выборов. Известно, впрочем, в чьих руках эта судьба находится и где: на улице Спасской Роман Безсмертный, Юлия Тимошенко и Александр Мороз вновь засели «за коалицию». И если все-таки у оранжевых получится (что, между прочим, не исключено), то Партия регионов так и не сможет себя считать полноценным победителем выборов-2006. И наступит ситуация, до боли напоминающая год 2002-й, когда самая крупная фракция осталась за бортом власти, чтобы вскоре Виктор Ющенко смог управлять ее кораблем. Просто дежа вю, или все-таки история повторяется как фарс?

Раиса Васильевна, начало работы новоизбранного парламента обещало ускорение процесса создания коалиции. С какими чувствами вы лично прибыли в новый парламент?

Я наверняка не ошибусь, если скажу, что у большинства депутатов чувства в первый день работы нового парламента можно было выразить одним словом: наконец-то! Как врач по образованию, я знакома с основами психологии, а фундаментальная психология говорит, что ничто так не угнетает человека как чувство неопределенности. Все наше общество, включая депутатов, донельзя измучено именно определенностью. Мы устали гадать, когда начнется работа парламента, какая будет его конфигурация. Поэтому, когда, наконец-то мы вошли в сессионный зал, кроме естественного волнения от атмосферы большого праздника, было и громадное воодушевление от того, что мы наконец начали работать.

Альянс «Нашей Украины» и Регионов во время дележа парламентских комитетов мог стать началом для формирования широкой коалиции между Партией регионов и «Нашей Украиной». А, если к случившемуся добавить заявление Александра Турчинова о том, что существует угроза оранжевой коалиции, то, кажется, «процесс пошел». Считаете ли вы, что на оранжевой коалиции еще рано ставить крест?

Вы знаете, я бы отказалась от таких терминов как «угроза», «поставить крест». Если мы не поймем, что в парламенте собрались не смертельные недруги, а, в принципе коллеги, которых разделяют идеологические взгляды, но многие из которых одинаково хотят блага своей стране и своему народу, то мы никогда не выйдем ни из кризиса экономического, ни политического, ни духовного. Поэтому давайте спокойно подходить к анализу ситуации без неприязни и злорадства к оппоненту. А что касается коалиции, то мы готовы к любому варианту. Мы хотели бы и можем войти практически в любую коалиционную конфигурацию, но не будем делать трагедии, если на какое-то время окажемся в оппозиции. Кто-то же должен, в конце концов, создать Украине мощную цивилизованную и дееспособную оппозицию. Ведь такая оппозиция – признак настоящей демократии.

Ничто так не объединяет, как общий враг. Поскольку Юлия Тимошенко является оппонентом и для Партии регионов, и для большей части «Нашей Украины», то можно ли считать, что один из кирпичей широкой коалиции имеет надпись «Мы против Юли!»?

Ну, вот опять термин «общий враг». Если мы будем в политике объединяться по принципу «против кого дружите» или «против кого воюете», мы никогда не построим нормальную страну, поскольку нельзя одновременно и строить и разрушать, нельзя одновременно стремиться к политической стабильности и политической войне. Поэтому мы постараемся, чтоб в нашем лексиконе как можно меньше было слов «против» и как можно больше «за».

В продолжение вопроса о Тимошенко, Оруэл говорил, что хотя все люди рождаются равными, некоторые – равнее равных?

Не совсем поняла ваш вопрос, но что касается Оруэла, то этот писатель, видимо, никогда не устареет.

Сколько системных и идеологических противоречий на сегодняшний день не сняты между вами и «Нашей Украиной»? Имеется ввиду статус русского языка, вопрос вхождения в НАТО. Как далеко вы готовы идти на компромисс в подобных вопросах ради создания широкой коалиции?

Действительно, серьезных системных идеологических противоречий у нас не мало. Но, я думаю, надо отталкиваться не от того, что нас разделяет, а от того, что есть общего. А общего у нас с «Нашей Украиной», особенно в экономической части, где у нас и у них подчеркивается необходимость гарантии защиты всех видов собственности, поддержки нашего производителя, интенсивных и инновационных методов развития производства и т.д и т.п. очень и очень много. Масса общего у нас с «Нашей Украиной» и в социальном блоке: опережающее повышение пенсии зарплат и т.д. Поэтому мы и предлагаем, прежде всего, сконцентрироваться на общих взглядах и подходах, которых требует сегодня наше общество, наша экономика, а потом уже постепенно согласовывать и снимать существующие противоречия.

«Наша Украина» неоднородна, в ней есть несколько групп, у каждой из которых – свой интерес. Эти внутренние противоречия и нечеткая позиция Президента по поводу коалиции мешают вам достичь договоренностей, или, напротив, в мутной воде легче рыбка ловится? Вы уверены в том, что договоренности, например, с Павлом Качуром (а по информации «Главреда» именно он выступает переговорщиком от Ну с Регионами ) – это договоренности с «Нашей Украиной»?

Переговоры такого уровня – это прерогатива сугубо руководителя фракции и в международной практике существует правило: не афишировать детали переговоров до их окончания. Поэтому я хотела бы придерживаться этого правила.

Вот вы говорите, широкая коалиция. Но не известно, Партия регионов больше приобретет или потеряет в электоральной поддержке. Ведь часть ваших истинных, скажем так, фанатиков, не воспримут коалиции с оранжевыми. Рейтинги «Нашей Украины» и Регионов при широкой коалиции не суммируются, напротив, вырастет рейтинг Тимошенко, не так ли?

Социологи как раз показывают обратное – подавляющее большинство наших сторонников мыслят достаточно толерантно и конструктивно, и не считают, скажем так, «политическим грехом» наши переговоры с другими политическими силами. Наш электорат – это в основном люди, связанные с производством и не просто производством, а тяжелым и сложным производством: металлургия, машиностроение. И эти люди прекрасно понимают, что любой альянс хорош, если он ввергает страну не в хаос, непрерывной борьбы, взаимных обвинений, а устанавливает ту стабильность, без которой невозможно ни одно сложное производство, как правило, имеющее длинный цикл и завязано на поставке из различный регионов страны. Поэтому наши избиратели мудро поддерживают все, что даст стране возможность нормально дышать и работать.

Если Президент как почетный глава «Народного союза «Наша Украина» сегодня попросит от Партии регионов непубличных гарантий того, что в 2009 году вы не будете поддерживать Тимошенко на президентских выборах, вы дадите ему такие гарантии?

Знаете, последние два года показали, что в украинской политике очень сложно, а иногда бессмысленно что-либо загадывать даже на год вперед. Слишком быстро меняется ситуация и слишком много факторов влияющих на ситуацию, как внутренних так и внешних. В частности, вспомните, предсказывал ли кто-либо год назад наш результат на выборах .Даже лучшие социологи давали прогнозы в три-четыре раза меньше. Поэтому бессмысленно сегодня говорить о 2009 году. Это будет не прогнозом в научном смысле слова, а химерой и мечтанием, а я не занимаюсь ни тем, ни другим.

Если вам предоставят гарантии широкой коалиции, подписанные документы, вы сдадитесь?

Мы не знаем такого слова «сдаваться», мы знаем другое слово - «договариваться».

Один сведущий человек намекал «Главреду», что последовательность событий будет такова: сейчас формируется оранжевая коалиция во главе с Тимошенко, которая будет похоронена примерно к ноябрю вместе с резким повышением цен на газ и нефть. И Тимошенко, как непопулярный премьер, уйдет в оппозицию. И вот тогда мы увидим настоящую широкую коалицию. Вам нравится такой план?

Нам нравится такой план: все участники возможно коалиции с самого начала оговаривают свои действия, свою стратегию, свои знаковые экономические и социальные проекты на все пять лет действия парламента и все эти пять лет неукоснительно выполняют свою договоренность. Вот это был бы план! А друг друга подсиживать, играть в бесконечную чехарду смен правительств – это обречь страну на продолжение экономического падения и нарастания социальной нестабильности. Это то, против чего категорически выступает наша сила.

Ехануров — премьер, Богатырева — спикер. Это возможный кадровый компромисс между «Нашей Украиной» и Партией регионов?

Вопрос так не ставится.

В то же время, если будет оранжевая коалиция, вы упустите шанс на скоропостижные досрочные парламентские выборы?

Я уже говорила, что мы не пойдем ни на какой вариант, который приводит к нарастанию нестабильности в стране, а роспуск парламента - это не просто нестабильность, а политический кризис громадного масштаба, последствия которого даже мало кто может себе представить. Поэтому я просила бы журналистов не рассуждать с такой легкостью о «роспуске парламента». Надо помнить, что мировая практика показывает, что вслед за «роспуском парламента» обычно сразу же «распускается за ненадобностью свободная пресса».

С чем связано увеличение количества парламентских комитетов? Вот Александр Турчинов говорит, что нужно трудоустроить некоторых людей из Партии регионов. Это так?

Наши люди и так неплохо трудоустроены, поскольку я считаю, что высшей должности, чем народный депутат, трудно придумать. А подобные предложения связаны с необходимостю сегодня более глубоко решать ряд вопросов.

Раиса Васильевна, 186 штыков при отсутствии императивного мандата позволяют вернуться к практике, широко используемой предыдущим президентом Украины Леонидом Кучмой. До 226-ти вам не хватает всего 40 голосов. Часть «Нашей Украины», которая хочет альянса с Партией регионов и контролирует эти голоса, может их иногда «сливать». То же касается СПУ и БЮТ. Регионы уже знают, где в случае чего взять 226 голосов?

Лучший способ «ловли голосов» - это четкая и аргументированная позиция фракции. Если мы будем высказывать подходы, предлагать законопроекты более инновационные, эффективные, умные, чем другие фракции, то неизбежно депутаты других фракций будут стремиться нас поддержать, несмотря даже на императивный мандат.

В бесконечных внутрипарламентских интригах, в борьбе статусов, в погоне за голосами «чужих» депутатов, мы как-то забываем, что главная задача абсолютно всех депутатов, не важно какой фракции они принадлежат, - это «производство» необходимых стране законов. Недаром парламенты в Европе называют фабрикой «законов». Поэтому тот специалист этой фабрики, который предложит лучший вариант законов рано или поздно соберет вокруг себя всех ее здравомыслящих работников, при чем без всяких интриг, «разводок», искусственных объединений и т.д. и т. п.

Возвращаясь к проблемам вашей фракции, нужно отметить, что ее состав обновлен более чем на половину. Каким образом будет осуществляться руководство фракцией? Будет ли она разбита на какие-то группы? Кто ими будет руководить?

Руководство фракции уже избрано и полный состав этого руководства объявлен на первом заседании парламента 25 мая(см.состав на сайте ВР)

Вы знаете, большинство из тех, кто зашел 25 числа в парламент «вмиг стали депутатами», поскольку до этого представляли другие профессии. Таких более трехсот человек. А обучать всех этих новичков будет не кто-то, а что-то, а именно совместная напряженная парламентская работа.

Принципиальный вопрос по коалиции. Пересмотр газовых соглашений для вас обязателен? .

Газовое соглашение для нас лишь частный вопрос той неверной политики, которую проводило правительство Украины по отношению к нашему главному соседу - Российской Федерации. Мы, безусловно, сделаем все, чтобы нормализовать и оптимизировать эти отношения, что, безусловно, коснется обеспечения Украины газом.

Консультируется ли власть с вами как с политической силой, победившей на выборах в местные советы на Востоке и Юге страны?

Действительно, власть абсолютно поняла, что без консультации с нами она никогда не будет эффективной на востоке и юге страны, и это касается губернаторов всех областей даного субрегиона.

Кстати, а Ринат Ахметов тоже над схваткой, он не дает никаких публичных комментариев по поводу коалиции.

Ринат Леонидович как человек, ответственно подходящий к принятию решений по важным вопросам не торопится с комментариями, но, поверьте, в свое время мы услышим от него много интересного.

Американские технологи, которые сейчас работают с Регионами, вам больше нравятся, чем русские?

В политических переговорах участие принимают только политики.

Что говорят консультанты? Для Регионов сейчас главное — сохранить то, что есть, или все только начинается?

Каждое утро, когда я просыпаюсь, я думаю про себя: «Все только начинается!». Советую всем будить себя этой фразой, она замечательно добавляет душевного здоровья и оптимизма.

Вера Погребняк, "Главред"

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи