Ландик о списке Регионов: Я не знаю, кто там водитель

«Ты укусить хочешь? Так я тебя сразу пошлю!» - Такой фразой народный депутат, Президент группы «Норд», бывший вице-премьер Валентин Иванович Ландик ответил на мое предложение об интервью «Острову». Я растерялся. Подобного опыта знакомства с политиками у меня еще не было. Я даже подумал, что может, ошибся, - может это и не Ландик вовсе?… Диалог состоялся в Бориспольском аэропорту. Увидев знакомое лицо, я решил договориться об интервью. Договорился! Впрочем, убедить депутата в том, что кусают только тех, кто дает повод для этого, было не трудно. Вот, что из этого получилось.

- Если исходить из постулата, что жизнь нас учит, то чему должно было научить вашу фракцию, партию поражение на прошлых президентских выборах? И научило ли?

- Вопрос интересный. Должно научить тому, что не надо было, я считаю, рассказывать, что у нас все хорошо, растут объемы производства и так далее, потому что мы проводим правильную экономическую политику нашим правительством. Не надо, я считаю, было так говорить, потому что все равно, росли цены на продукты питания, и налоговая политика желала быть лучшей, и заставляли оплачивать наперед налог на прибыль, не было возврата налога на добавленную стоимость и так далее. То есть, надо было тогда еще действительно реально изучать те вопросы, реально оценивать обстановку в Украине и давать, как говорится, реальную оценку себе. Плюс тогда был серьезный рост на мировых рынках на металлы, на химическую продукцию и соответственно, в связи с этим, я бы не сказал, что это здесь была большая заслуга нашего правительства, а просто тогда такой была конъюнктура рынка. Сегодня она изменилась. Но теперь нас жизнь научила, и мы действительно создали серьезную программу, концепцию развития Украины на ближайшие 10-15 лет, утвердили ее на политсовете, на съезде, и в ней мы, в общем-то, расписали и учли эти вопросы. Поэтому, я думаю, что естественно то поражение нас научило, и мы ясно видим сегодня, что надо Украине, чтобы жизненный уровень населения улучшался. Останавливаем в Донецке, например, на площади Ленина, или в Киеве на Крещатике, спрашиваем людей: «вам лучше стало жить?». Вот когда начнут люди отвечать, что стало жить лучше, вот тогда мы будем видеть, что действительно мы проводим правильную политику.

- Вы чувствуете себя в оппозиции? Что изменилось в Вашем самоощущении по сравнению, допустим, с сентябрем прошлого года?

- Я Вам открыто хочу сказать: я себя в оппозиции никогда не чувствовал - хоть тогда хоть сейчас. Я даже слово оппозиция как-то не очень воспринимаю. Я человек больше практический и, так сказать, свою самореализацию вижу в том, чтоб, работая здесь, в группе «НОРД», - а это государство в государстве, - получать конкретные результаты. К примеру, в этом году, с первого января, мы ставим на производство электроводонагреватель, или увеличиваем выпуск холодильников - это приятно, это нормально. А оппозиция… Я не понимаю оппозиции, я понимаю одно - рабочие места и поднятие заработной платы. Поэтому слово «оппозиция» я не понимаю, не понимал и не хочу понимать.

- Сейчас очень много говорят, что Регионы «проваливают» бюджет для того, чтобы навредить правительству перед выборами (разговор состоялся до принятия бюджета – авт.). Как вы можете это прокомментировать?

- Это не правда. Во-первых, бюджет, я опять таки повторяю, - он не реальный. Все это понимают. Это бюджет не наполнения, не развития, а бюджет проедания. Плюс последние заявления со стороны России, что будут подняты цены на газ. В этом случае вообще бюджет будет разбалансирован. И это ж не только «регионалы», там всего 130 человек проголосовало за тот бюджет. То есть, люди понимают, что бюджет не реален и не правильно составлен. А те сказки, что мы снизим налог через пять лет, снизим НДС, налог на прибыль - это все сказки, понимаете? Поэтому, я считаю, что здесь большой ошибки нет, никто его специально не валит. Это не специально, действительно бюджет не сбалансирован.

- Поговорим об избирательном списке Партии регионов. Как Вы относитесь к тому, что там почти весь клуб «Шахтер» и даже водитель фирмы «Люкс». Почему так получилось?

- Ну, здесь я по большому счету эти списки не составлял, - что б Вы понимали. Но, вместе с тем, как бы то ни было, я однозначно участвовал на этапе формирования списков, и тогда стоял вопрос, чтобы в нем были те, кто работал в партии. Первая пятерка - это всегда брэндовая пятерка. Поэтому по ней нельзя говорить, что это там кто-то, чего-то и это их место в партии. Просто, это имиджевая пятерка. А дальше уже, как говорится, расписывают тех людей, которые работали в партии, Поэтому там записаны и председатель политсовета и председатель исполкома и зампредседателя исполкома, и, самое главное, руководители областных организаций, которые нормально работают. Потому что если мы распишем не правильно, то кто ж будет работать на местах?

- Они в проходной части?

- В проходной. Поэтому я бы не сказал, там - водитель, не водитель… Во-первых, я не знаю кто там водитель. Вы имеете в виду - водитель у кого?

- Написано - водитель фирмы «Люкс», я не знаю, кого он возит.

- Не знаю, я не хотел бы… Может быть, он действительно работал где-то политически, проводил работу, какие-то политические мероприятия проводил. Не могу я судить. Меня больше интересовали первые пятьдесят.

- Своим местом в списке Вы довольны?

- Я доволен своим местом. Я считаю, что в первой двадцатке - это нормально, это то, что дает возможность и работать, и в целом дает возможность находиться в том месте где, собственно говоря, ты должен быть, поэтому я претензий никаких не имею. Мы предприятиями своими, группой «НОРД» не только тут, по Донецку будем работать, я буду работать и в Краматорске, Красноармейске, везде, где есть предприятия группы «НОРД», мы будем работать на Партию регионов.

- В этом году «Норд» выпускал оранжевые холодильники. А сейчас будете делать бело-голубые?

- Сергей, я, что тебе хочу сказать - оранжевые холодильники были выпущены еще до оранжевой революции. Почему, я могу сказать, мы это делали? - Мы смотрели по развитию моды. И мода на 2005 год действительна была на оранжевое. Любой журнал мод открыть - предлагались и кофточки и всевозможные юбки там, сапоги женские и так далее – все оранжевое. Этот цвет был модным. Мы это видели, это было еще до оранжевой революции - мы их сделали. Мы сделали их порядка 5 тысяч холодильников и когда, во время революции, мы их на Киев дали две тысячи - они были буквально раскуплены в течении двух дней. Я был очень доволен тем, что наши менеджеры правильно поставили эту политику. Я вам хочу сказать, что оранжевый - это хороший цвет с одной стороны. Вот я сейчас уже вижу, опять таки по журналам, что в 2006 году уже будет зеленый цвет в моде. Обратите внимание, откройте там эти модные журналы, там все зеленоватого цвета идет. Я бы не хотел увязывать это, что мы перекрасились или когда-нибудь я сделаю бело-голубой и так далее. Кстати, о бело-голубом. Вот, видите мои визитки? – Они сине-белые. Это цвета «НОРДА», это холодный цвет. Это ж не говорит что это Партии регионов, - это наш цвет. Я между прочим, когда мы выбирали этот цвет, был против. Я на заседании исполкома выступал и говорил, что, товарищи, вы ошибаетесь, это холодный цвет. И, кстати, одной из причин того, что мы все-таки проиграли - это было то, что неправильно был подобран цвет.

- После прихода новой власти, было какое-то давление на Ваше предприятие, репрессии какие-нибудь?

- Я хочу сказать по моему опыту - давления я не ощущал. У нас на предприятиях группы «НОРД» чтоб что-то там пытались остановить, - такого не было. Потому что люди тоже понимают, что это бюджет, это деньги. Я такого не ощущал. Наоборот, в начале я был действительно окрылен, когда Юлия Владимировна объявила акцию «Контрабанде - стоп!». У нас в целом из-за контрабанды проблемы очень серьезные. Потому что китайцы завозят продукцию дешевую. Например, те же холодильники по 50 долларов, стиральные машины по такой же цене, телевизоры громадные завозят по заниженным ценам. Соответственно они не платят налоги и от этого теряет и бюджет и нам плохо. И когда объявили «Контрабанде - стоп!» первые два месяца я очень-очень был окрылен. А потом, видимо, скупили, начали наоборот взятки брать в два раза выше, и поэтому потом наступило разочарование. Поэтому нам не надо никакой помощи, мы нормальное предприятие, мы выпускаем конкурентоспособную продукцию - вопроса здесь нет. Но когда я в неравных условиях, когда наше предприятие находится в худших условиях, чем импортеры, ну это я считаю не правильным.

- Вы когда-то были вице-премьером, поэтому интересно именно с этой позиции Ваше мнение о нынешнем «газовом» конфликте с Россией. Как можно решить этот вопрос?

- Здесь я считаю, вопрос не исчерпан. Я считаю, что здесь надо опять таки садиться за стол переговоров. Тут уже никто не может решить. Тут надо нашему президенту ехать к их президенту, то есть, Путин и Ющенко должны садиться, снимать галстуки, и разговаривать. Никто не спорит, действительно поднимаются цены на газ, но дайте нам хотя бы три года. Плохо, что мы не готовились к этому, но это опять таки: кто не готовился, а кто и готовился. Почему не готовились? - Мы переводим цеха, котельные на альтернативные источники, Если б были у нас три года, мы бы спокойненько, поэтапно перешли бы на альтернативное топливо. Выход есть, вопрос решаемый, - я 100% уверен. Хотя мы сами виноваты. Когда был саммит «Украина, Грузия и страны Прибалтики» надо было конечно Россию пригласить. Надо было Путина пригласить заранее, не за два часа до начала совещания, и можно было эти вопросы проводить. А так, - я понимаю, - они восприняли этот саммит как в пику им. И здесь уже вопрос вошел политическую струю, - это очень плохо. Я бы свою гордыню, четко бы, как говорится, уменьшил и где надо и кланялся бы. Это ради интересов людей. Ну и что, что поклонятся, а что при пятидесятимиллионном населении тяжело покланяться?

- У нас есть какие-то свои варианты ответа? Есть механизмы заставить Россию все-таки не повышать так резко цены?

- Я думаю, нет. Надо только убеждать, рассказывать. Им это тоже не выгодно. У нас нормальный товарооборот с Россией - больше 50 млрд. долларов. Они ж, россияне, тоже потеряют в связи с этим, - мы ж меньше будем покупать, если наши предприятия будут останавливаться. Просто сейчас в политику уперлись. Они же тоже продают сюда, мы же реальные покупатели их продукции, а если мы не будем покупать...

- Отмена СЭЗов как-то ударила по Вашим предприятиям?

- Возьмем завод по производству холодильников. Мы их выпускаем по тысяче штук в сутки. Вот, считайте, - 300 тысяч в год. Он работает, дает рабочие места жителям Петровского и Кировского районов Донецка, особенно Кировского района, где были хлопчатобумажные комбинаты, - хоть немножко дал им работы. Я рассчитывал его дальше раскручивать, ну еще где-то человек 500 принимать на работу. Ну, потом когда отменили льготы, я хотел остановить завод. Потому что мы ж брали кредиты, а теперь как их отдавать? Я поехал тогда к мэру, был потом у губернатора …. Я говорю: я вынужден остановить. Переговорили и меня убедили, что люди пострадают. Ну и, учитывая то, что я все таки человек, как говорится, того формата, то есть, не словами говорю «мы любим людей», а я действительно … я пошел на то что, чтобы они работали. Как результат, в конечном счете, мы увеличили объемы в этом году по группе «НОРД». 140% у нас рост по товарной продукции, производительности труда - 130%, зарплаты - 120%, а прибыли мы в два раза меньше получили, чем в том году из-за этих вот потерь. Очень тяжело мы перенесли.

- Ведь СЭЗы работали в рамках закона. Закон обратной силы не имеет. Вы не пытались судиться с государством, с правительством может быть?

- Вначале я своих юристов собрал и дал задание готовить документы в суд. Ну а потом, когда переговорили с мэром, с губернатором…не знаю, - все-таки Президент уже сказал на встрече с иностранцами, что все будет восстановлено. Поэтому не судился, не подал документы. Все собрали, но не подали мы в суд именно по просьбе мэра: не надо, - говорит, - давай все-таки мы будем работать и так далее.

- Вы говорили, что Тимошенко разочаровала акцией «Контрабанде - стоп!»…

- Тимошенко правильно сделала. Это исполнитель, таможенный комитет…Тимошенко правильно поставила вопрос, я ее поддерживаю, она правильно сказала, а исполнители не довели это до конца.

- А как Вы оцениваете правительство Еханурова?

- Это спокойное правительство. Нет у них громадных успехов, нет и громадных поражений. В принципе, понимаете, мы как то или сильно много хотим от правительства или сильно много чего-то требуем от него. Это не правильно. Сегодня правительство должно действительно создать нормальные правила игры, а мы должны работать. На последней встрече с Президентом я сказал: правительство не должно выступать в качестве ночного сторожа, и ростом и падением мы должны управлять. Поэтому я ничего не хочу сказать, я нормально отношусь и к премьер-министру, но все-таки, я говорю: надо управлять и падением и ростом.

- Возможно ли какое-то сотрудничество, или скажем так альянс по созданию большинства в будущем парламенте между «Нашей Украины» и Партией регионов?

- Я не исключаю. Почему нет? Мы должны работать в стыке, это было бы хорошо. На мой взгляд, опять таки как производственника и как политика, я считаю, что это было бы хорошо. Было бы чудесно если б Виктор Андреевич как Президент, премьер-министром предложил Януковича. Мы бы таким образом консолидировали Украину, объединили, у нас бы не было этих разговоров запад-восток, понимаете. Конечно надо консолидироваться, конечно надо договариваться. Сто процентов этот альянс дал бы возможность Украине постепенно наращивать объемы и выходить из того кризиса, в котором мы оказались. Я в первую очередь буду выступать и доказывать целесообразность такого альянса.

Беседовал Сергей Гармаш, ЦИСПД

Статьи

Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Мир
16.04.2024
10:17

«Энергичный контрудар может стать джокером в рукаве Сырского». Российские СМИ об Украине

«Общая оценка украинских резервов приводит к выводу: имеющихся сил и средств командованию ВСУ не хватит для проведения стратегического наступления. Но их достаточно для энергичного контрудара оперативного масштаба на одном направлении».
Все статьи