Пытки, разжалование, тюрьма… Как Родина "отблагодарила" участника АТО

"Особенно ужасными оказались пытки, которые состоялись вечером 1 ноября 2014. Кроме мешка на голове, мне завязали скотчем участки в области глаз и рта. Скотчем завязали ноги, руки сзади - в наручниках. После этого меня сбили с ног и одновременно начали бить человек шесть-семь в кругу. Они меня били, нанося удары ногами по груди, спине, голове и ниже пояса. Я неоднократно терял сознание, захлебываясь кровью, после чего меня обливали водой и приводили таким образом в чувство. А потом становились в круг и продолжали эти же пытки", - вспоминает майор авиации, участник АТО Олег Головко, который был похищен СБУ и несколько дней подвергался пыткам. Пытки прекратились лишь после того, как военнослужащий не смог больше терпеть боль и согласился подписать подготовленные сотрудниками СБУ бумаги… Об этом майор в отставке рассказывал на судебных заседаниях (аудиозаписи есть в распоряжении "ОстроВа"), а также в заявлениях Генеральному прокурору, главе НАБУ, Высшему совету правосудия.

В настоящее время Олег Головко отбывает наказание в тюрьме на Донбассе и продолжает бороться за пересмотр дела и наказание виновных за его избиения и пытки.

Несмотря на то, что в Украине уже более 3,5 лет идет вооруженный конфликт на Донбассе, защитников Украины до сих пор судят по законам мирного времени. И это касается как добровольцев, так и кадровых украинских военных.

Совсем недавно информационное пространство Украины взорвала история о пограничнике Сергее Колмогорове, приговоренном к 13 годам тюрьмы. В 2014 году, во время дежурства на блокпосту, военнослужащий, по приказу начальства, открыл огонь по гражданскому автомобилю, который отказался остановиться для проверки документов. В результате, погибла женщина. Это дело получило такой резонанс, что президент Петр Порошенко лично вступился за осужденного пограничника. И, как следствие, Высший специализированный суд постановил освободить Колмогорова из-под стражи, а дело отправил на пересмотр.

"Как Верховный Главнокомандующий болел и болею за судьбу Сергея Колмогорова. Хорошо, что суд принял решение о пересмотре его дела с учетом всех его сложных обстоятельств. Война - это суровое время, и не мы ее начинали, и каждая потеря нам болит. Иногда и сама Родина должна брать под защиту своих защитников", - написал Порошенко.

Но в Украине подобные дела исчисляются десятками. И далеко не все получают такой резонанс, как дело Колмогорова.

"Это не единичный случай. Это уже система. Этих военнослужащих судят в зоне АТО, и мы добиваемся, чтобы судебные процессы проходили хотя бы в других регионах, не на Донбассе. Их же сейчас судят "сепарские" судьи, у которых родственники остались на оккупированной территории, плюс какие-то личные взгляды", - считает волонтер-правозащитник и военнослужащая Ольга Терещенко ("Рысь").

Участник АТО Олег Головко, который недавно был осужден на 10 лет, якобы, за вымогательство и разбой, утверждает, что дело на него "повесили", а признательные показания, на которые опиралась прокуратура в суде, были получены под невыносимыми пытками.

"ОстроВ" не разбирался в вопросе виновности или невиновности военнослужащего (это компетенция суда), мы лишь хотим рассказать о том, как происходило задержание и судебный процесс - каково лицо нашего "военного правосудия"...

Кто такой Олег Головко?

Олег Васильевич Головко - 47-летний майор авиации в отставке, который после увольнения в запас и до 2014 года занимался фермерством и предпринимательством в Кировоградской области. С начала АТО он был призван по мобилизации в ряды ВСУ, а именно в военкомат - начальником отдела кадров офицеров и офицеров запаса. Через какое-то время он попросился на фронт, и с 15 августа 2014 года О.Головко служил на Донбассе представителем АТО по учету убитых и раненых. После этого военнослужащий захотел служить на "нуле", и его направили исполнять обязанности начальника блокпоста №1.

По его словам, занимая данную должность и наблюдая за определенными противозаконными действиями своих командиров и не желая принимать в этом участие, он перевелся начальником блокпоста №3, который находится в районе шахты "Южная".

Но на новом месте он прослужил только три недели…

Задержание и пытки

В конце октября 2014 года Олег Головко вместе с другими военнослужащими находились в местной бане в поселке Северный. В какой-то момент помещение бани было окружено группой неизвестных лиц в военной форме без знаков распознавания, вооруженных автоматами и пистолетами, их лица были скрыты балаклавами.

"Зайдя в баню, неизвестные военнослужащие под угрозой применения оружия разоружили охрану, а затем ударами прикладов всех заставили без какой-либо одежды лечь на пол, не объясняя причин такого поведения. Вскоре, применив физическое принуждение, меня заставили одеться, надели всем наручники и мешки темного цвета на голову. Забрав наше личное оружие, применяя физическое принуждение, нас затолкали внутрь микроавтобусов и в лежачем положении на полу увезли в неизвестном направлении", - вспоминает Олег.

Вскоре выяснилось, что их везли в Краматорский городской отдел Службы безопасности Украины, в спортивном помещении которого началось массовое избиение и пытки военнослужащих 34-й батальона территориальной обороны "Кировоград".

"Лично меня били каждый день без всяких объяснений", - говорит О.Головко.

По его словам, после первых избиений от него начали требовать, чтобы он сообщил о причастности кого-либо из командования воинской части полевая почта В5509 (бывшее место службы Олега Головко) к каким-либо неправомерным действиям.

"Когда я ответил, что о таких фактах мне ничего неизвестно, меня по очереди начали бить группой военнослужащих, применяя удары руками, ногами и дубинками в область головы, туловища, а эбонитовой палкой - по голове и правой ноге. От этого нога сразу распухла и на ней до сих пор остался отчетливый шрам в месте нанесения этих ударов. Через некоторое время меня подвесили за руки на тренажере к потолку и начали пытать электрическим шокером, направляя его в правую часть спины, по почкам и к груди. При этом я постоянно чувствовал боль в области грудной клетки, и, как выяснилось позже, во время пыток мне было сломано три нижних ребра с правой стороны", - вспоминает он.

По словам Головко, затем его поместили в камеру размером примерно 2 на 1 метр и около 1 метра высотой, которая была обустроена под лестницей, из-за чего он не мог там ни сидеть, ни стоять, - только лежать на бетонном полу. В помещении не было света, а стены были металлические. Пытки продолжались несколько дней. Когда Головко отказывался отвечать на вопросы, его запугивали, говоря, что "придут пацаны, которые заставят говорить".

"В течение всего времени моего пребывания в отделе Службы безопасности Украины меня ничем не кормили, не давали даже попить воды", - отмечет он.

В какой-то момент Олег Головко был вынужден заявить, что он готов подписать любые документы в обмен на прекращение пыток. Кто-то из присутствующих вызвал врача, который констатировал, что у военного сломаны ребра. После этого ему сделали несколько уколов.

Во время такого перерыва в комнату внесли стол, стулья и ноутбук. Все это время он не мог самостоятельно стоять и сидеть, поэтому вынужден был стоять на коленях, опираясь головой о пол - так боль была меньше.

"Мне сняли скотч с мешка на голове и через отверстие я увидел как в комнату зашли трое военнослужащих без балаклавы", - говорит Головко.

Позже он узнал этих людей. Он называет их фамилии в заявлении Генеральному прокурору Юрию Луценко "О совершении уголовных правонарушений должностными лицами военной прокуратуры сил антитеррористической операции"- это были прокуроры Военной прокуратуры сил АТО - Порушник Б.М., Панченко В.М., Черната М.А., "которые сообщили, что завтра, то есть 2 ноября 2014 года, состоится суд, поэтому "мне нужно запомнить все, что они скажут и подтвердить это в судебном заседании". После этого Головко бросили обратно в тот же карцер, где он был накануне.

"На следующий день утром меня вывели с мешком на голове на 2-й этаж и, подведя к столу, показали, где именно я должен ставить свою подпись, ничего при этом мне не объясняя и не читая. Меня посадили за стол так, чтобы я мог видеть только место листа, где я должен был расписаться. Документов было очень много - около сорока листов", - вспоминает он.

После этого, с мешком на голове и в наручниках, в сопровождении двух вооруженных военнослужащих в балаклавах, его отвезли в Краматорский городской суд. Там его завели в кабинет под руки, где находилась неизвестная ему женщина в гражданской одежде. Кроме нее в кабинете никого не было.

"Женщина задала мне только один вопрос, согласен ли я с тем, что меня поместят на 2 месяца в тюрьму. И я, измученный и истощенный непрерывными и многодневными пытками, вынужден был ответить утвердительно. Никаких других вопросов мне не задавали. Моим физическим состоянием и причиной отказа от правовой помощи (отсутствием адвоката) никто не интересовался", - говорит Головко.

Проведя в упомянутом помещении максимум две минуты, его доставили в изолятор временного содержания Краматорского городского отдела внутренних дел. Позже стало известно, что именно в таком виде состоялось заседание Краматорского городского суда Донецкой области, по результатам которого в отношении Олега Головко была применена мера пресечения уголовного производства - содержание под стражей.

"Во время моего пребывания в суде меня сопровождали два сотрудника Службы безопасности Украины, вооруженные автоматами и в балаклавах, а также прокуроры Военной прокуратуры Порушник Б.М., Панченко В.М., Черната М.А., которые предупреждали меня, что я должен отказаться от адвоката, должен признать все без возражений и после этого они доставят меня в тюрьму. Никакого процессуального решения Краматорского городского суда, датированного 2 ноября 2014, я до сих пор не получал", - рассказывал потом Головко в суде.

4 ноября 2014 его перевезли в "Артемовское учреждение исполнения наказаний №6", где было проведено медицинское обследование и освидетельствование по поводу травм. "ОстроВ" приводит медицинское заключение:

"При телесном осмотре выявлены следующие телесные повреждения: многочисленные гематомы медиальной и латеральной поверхности правой голени багрового цвета, обширная гематома голеностопного сустава правой ноги багрового цвета, гематома грудной клетки размером 25*18 см багрового цвета".

Спустя некоторое время Олегу Головко была диагностирована гипертоническая болезнь 3 степени.

Судебные разбирательства и приговор

Олег Головко был осужден по нескольким статьям. В частности, ему инкриминируют похищение, разбой с проникновением в жилье, вымогательство и незаконное обращение с оружием и боеприпасами. В результате он получил 10 лет лишения свободы с полной конфискацией имущества и лишением воинского звания майор.

Головко обвиняют в том, что он якобы в сентябре 2014 года с несколькими военными ворвался к некому Гонтаренко С.В., похитил его, украл вещи и вымогал деньги.

В своем первом заявлении потерпевший четко указывает, что в нападавших он узнал работников местных правоохранительных органов (одного из руководителей ОБОП Артемовского УМВД Украины и начальника Константиновского городского управления МВД Украины). В заявлении он даже указывает их фамилии и номера телефонов. Майор Головко "всплыл в памяти" у него гораздо позже, - через две недели Гонтаренко меняет свои показания и заявляет, что один нападающих - Олег Головко, которого он узнал по разрезу глаз (все нападавшие были в балаклавах).

В показаниях потерпевшего можно найти много нестыковок, на чем и строилась защита Головко. Например, Гонтаренко заявлял, что военные, которые его похищали, были в "пиксельной" форме и черных балаклава. Но, по словам, Головко, в то время он носил гражданскую одежду, а балаклавы у военнослужащих были только зеленого цвета (черные балаклавы носят сотрудники правоохранительных органов).

У Головко дома (в Кировоградской области) также прошли обыски, в результате которых там было найдено оружие и боеприпасы, которые военнослужащий якобы незаконно вывез из зоны АТО. По словам Олега Головко, обыски прошли незаконно, без ордера, а все вещдоки были подброшены, так как он ни разу не выезжал из зоны АТО и никак не мог привезти эти боеприпасы домой (есть соответствующий рапорт командования).

Вместе с Головко по этому делу проходит также доброволец Александр Ткач (он получил три года тюрьмы), который якобы был сообщником Олега. Он также был похищен сотрудниками СБУ и подвергался пыткам. Примечательно, что еще ранее у Ткача и потерпевшего Гонтаренко были неприязненные отношения. А.Ткач - местный активист, который уже долгое время требовал привлечь Гонтаренко к уголовной ответственности за сепаратистскую деятельность и связь с боевиками "ДНР".

"Гонтаренко хорошо известен в Константиновке как ушлый предприниматель, который наладил хорошие взаимоотношения с местной властью и сепаратистами на той стороне. Когда силы АТО еще не освободили Константиновку, он помогал боевикам строить блокпосты и всячески сотрудничал с ними. И, насколько я знаю, СБУ ни раз вызывала его на "беседу", но каждый раз он выходил сухим из воды", - рассказал "ОстроВу" один из местных волонтеров на условиях анонимности.

В настоящее время Олег Головко добился того, что Апелляционный суд Донецкой области в конце ноября 2017 года отменил судебный приговор и отправил дело на пересмотр, однако меру пресечения не изменили, и экс-бойцу АТО придется ждать пересмотра дела за решеткой.

"К сожалению, суд не учел того факта, что он себя очень плохо чувствует физически. У него очень высокое давление, и он нуждается в госпитализации и интенсивном лечении", - утверждает защита О.Головко.

Дело Олега Головко в очередной раз доказывает, что методы работы правоохранительных органов в Украине не изменились, а пытки и издевательства остаются в порядке вещей.

К тому же, в последнее время можно все чаще наблюдать, как украинская власть избавляется от добровольцев и участников АТО, открывая на них уголовные дела и отправляя за решетку. И не все из них получают общественный резонанс, и не у всех есть силы и желание бороться.

Проблема еще и в том, что подобные судебные процессы проходят на Донбассе, где беспристрастность местных судей, мягко говоря, вызывает сомнения. Не говоря о том, что в фактически в военное время участников АТО судят по законам мирного времени. Все это в комплексе и создает почву для неправомерных заключений участников АТО.

Андрей Андреев, "ОстроВ" 

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи