"Брама". Вслед за "Сталкерами".

Фильм "Брама" с 26 июля вышел в украинский прокат. В основе кинокартины  режиссера Владимира Тихого - пьеса современного украинского драматурга Павла Арье «В начале и в конце времен». Сценическая история этого произведения многим знакома по спектаклям в Киеве и во Львове. 

В частности, в столичном Молодом театре  в 2015 году, режиссер Стас Жирков поставил спектакль "Сталкеры" на основе пьесы Арье. К слову, на спектакль купить билет непросто. Ну, разве что за месяц или два. В спектакле главную роль - бабы Приси исполнила Ирма Витовская, а роль Славки - Виталина Библив. Постановку удостоили и премией "Киевская пектораль" как "Лучший спектакль камерной сцены", и в номинации "Лучшая женская роль" в исполнении Ирмы Витовской. И поэтому, придя на фильм "Брама", сложно удержаться от сравнения со спектаклем. И чтобы там не говорили про некорректное сравнение кино и театра, но пьеса - та же, актрисы - те же.

Да, экранный образ бабы Приси в исполнении состарившейся до неузнаваемости Ирмы Витовской, благодаря специальной маске, отличается от театрального. И не только визуально, но и несколько концептуально. Тем не менее, театральный бэкгранунд не исчезает, а скорее усиливает образ - и бабы Приси, и Славки. 

"Бездіяльність - найстрашніший гріх" - это месседж бабы Приси. Потому что именно бездействие и халатность приводят не только к техногенным катастрофам, но и трагедиям в национальном масштабе, ставя под удар самоидентичность. 

Опустевшая Чернобыльская зона, где кроме Бабы Приси, ее дочери и внука, никого нет, - образ-призрак не из прошлого. Это реальность, отделяемая брамой - воротами, оставшихся от футбольного поля. Такая своеобразная граница между этой и той жизнью.

Жанр фильма указан как мистический триллер. Мистические элементы, с одной стороны, создают некую фантасмагорию. С другой, в определенной степени пророческий контекст звучит как некое предупреждение, взывая к гражданскому сознанию и здравому смыслу.  Но считать фильм  триллером как таковым, честно говоря, можно с большой натяжкой. 

"Брама", с моей точки зрения, скорее, заслуживает внимания и сильна именно актерскими работами. Ёмкими и цепкими. Киношные образы воспринимаются более остро в контексте современных украинских реалий, где главная цель - выжить. Все образы преломляются сквозь призму социального зла и гражданской безотвественности.

После премьерного показа "Брамы", зрители  пытались сравнить фильм со "Сталкерами". Оценки разные. И как сказала одна зрительница, выходя из зала: "Спектакль гораздо сильнее". И тем не менее фильм, как и спектакль в Молодом театре, достоин внимания украинского зрителя.

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи