Гройсман повысил градус

Повышение минимальных розничных цен на алкоголь, утвержденное Кабинетом министров Украины в ноябре, призвано увеличить наполнение госбюджета.

А значит, поможет КМУ выполнять социальные обязательства – платить пенсии, пособия и т.д.

Однако побочным эффектом благих намерений будет рост самогоноварения и продаж фальсификата, разлитого по бутылкам где-то в заброшенных гаражах.

Рынок без рынка, или Назад в УССР

Напомним, что со 2 декабря бутылка водки 0,5 л со стандартной крепкостью 40% должна стоить в магазине никак не меньше 69,78 грн. Ранее это было 54,9 грн.

Официальное объяснение, которое содержится в пояснительной записке к постановлению КМУ №828 от 9 ноября, гласит, что данная минимальная цена, введенная в сентябре 2015 г., перестала отвечать реальным затратам предприятий на производство и продажу.

Поскольку, дескать, с тех пор ставки акциза на алкоголь выросли, в т.ч. на водку, ликеро-водочные изделия и коньяк - на 50%, на крепленые вина и вермуты - на 100%.

Объяснение не выдерживает критики. Поскольку практически все производители водки в Украине – частные компании. Они способны сами позаботиться о своих затратах и прибылях.

Исключение составляет только Житомирский ликеро-водочный завод, которым распоряжается Государственное управление делами Администрации Президента.

Ну с какой стати, спрашивается, Кабмин переживает за прибыль водочников, чтобы они не остались в убытках?

Не менее забавно выглядит и комментарий главы Государственной регуляторной службы Украины Ксении Ляпиной о том, что новые минимальные цены на водку установлены "исключительно на основе экономического анализа".

Поскольку цены на основе экономического анализа ранее устанавливал Госплан СССР. А в Украине вот уже 25 лет как строится рыночная экономика.

При которой государство не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятий. Действительно, в чем проблема: у предприятия выросли затраты – оно повысило отпускные цены.

Конечно, в условиях рыночной конкуренции это чревато потерей сбыта. Но если речь об акцизах, то затраты одинаково поднялись у всех производителей.

И они сами могут установить новые цены на уровне, который посчитают необходимым. И при котором, конечно же, потребитель будет в состоянии их продукцию купить.

Минимальные цены могут быть оправданы только в одном случае – если вводятся для защиты национального производителя на внутреннем рынке.

Например, в Индии правительство в нынешнем году ввело минимальные цены на металлопрокат – поскольку ранее китайцы завозили его по более дешевым ценам.

А индийские металлурги, соответственно, теряли объемы продаж и несли убытки.

Но в Украине не проводится антидемпинговых расследований относительно импорта водки и других горячительных напитков. А значит, необходимость в минимальных ценах отсутствует.

Если же вы все-таки беретесь устанавливать цены на основе экономического анализа – то тогда возвращайте на здание Верховной Рады герб УССР и сажайте в президентское кресло коммуниста Петра Симоненко, чего уж там.

Возвращайте бесплатную медицину, образование. Да, и заводы-пароходы от олигархов не забудьте, пожалуйста, вернуть в госсобственность.

Тем не менее, решение КМУ имеет свою логику. Ему надо повышать уровень поступлений в госбюджет. А с каждой проданной бутылки водки туда отчисляется 20% в виде НДС.

Дорожает водка – растут доходы бюджета, так работает инфляционный "налог для бедных".

Отсюда и попытка скрестить ежика с удавом, т.е. устанавливать волевым решением цены на отдельные категории товаров и при этом декларировать приверженность рыночным принципам экономики.

Не забудем, что в сентябре этот же самый Кабмин отменил государственное регулирование на социально значимые продукты питания.

Это было сделано с подачи министерства экономики – дескать, негоже государственному аппарату вмешиваться в работу рынка и диктовать ему свои условия, искажая ценообразование.

В таком случае глава Минэкономики должен был костьми лечь, но убедить коллег-министров отклонить "водочное" предложение Минфина и Государственной фискальной службы.

Но Степан Кубив вместо этого послушно поднял руку за новое повышение минимальных цен на алкоголь.

Ну здравствуй, бодяга!

Теперь о последствиях. Они на поверхности. Покупательная способность населения за прошедший год выше не стала: реальные, не инфляционные доходы продолжают снижаться.

Поэтому даже предыдущая минимальная цена в 54,9 грн. за бутылку 0,5 л., установленная КМУ в сентябре 2015, не отвечала рыночным реалиям.

Т.е. превышала тот уровень, который массовый покупатель способен осилить из своего изрядно отощавшего за годы кризиса кошелька.

Именно поэтому в январе-октябре т.г. выпуск водки по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. снизился на 11,4%, или на 1,662 млн дал., до 12,918 млн дал.

Не сложно спрогнозировать, что в таких условиях нынешнее повышение минимальных цен приведет к очередному падению водочного производства.

А это, в свою очередь, будет означать уменьшение поступлений в бюджет от акцизного сбора. Его платят непосредственно производители.

Получается, что добавляя сегодня поступления в бюджет за счет увеличения НДС, правительство завтра теряет акцизные доходы.

Компенсировать это предлагается за счет очередного повышения акцизов.

Которое влечет новое повышение минимальных цен, падение производства и т.д. по кругу, вплоть до полного развала водочной отрасли.

Кроме того, КМУ не был бы КМУ, если бы не заложил в свой документ лоббистскую составляющую. Которую можно истолковать и как коррупционную.

Так, одновременно с повышением минималки на водку, вина, ликеры и коньяк(бренди), цена на ром, джин и виски существенно снижена - на 37,5%.

Указанные категории относятся к премиум-сегменту и не производятся в Украине, завоз идет только по импорту.

Но из-за кризиса и девальвации гривны такие напитки стали не по карману многим представителям условного "среднего класса" – а это были основные потребители.

Теперь же, после повышения минимальных цен на водку и коньяк с одновременным снижением на ром, виски и джин, импортеры могут рассчитывать на возвращение к ним покупательского интереса.

Теоретически можно допустить, что соответствующее положение по импортному премиум-алкоголю внесено в проект постановления КМУ случайно и никто из высокопоставленных чиновников не получил за это никаких "откатов".

Но это так, мелкие шалости. Куда серьезнее по своим последствиям бурный рост подпольного разлива и самогоноварения, который практически неизбежен.

Высокие цены в торговых сетях делают выгодным бизнесом разлив фальсификата по бутылкам где-нибудь в гараже на задворках.

Ведь если не вдаваться в тонкости с очисткой и не экспериментировать с вкусовыми качествами за счет добавок меда, перца, женьшеня и т.д., то производство водки очень простое.

Разбавил спирт водой в соотношении примерно 1:2,5 – разлил по бутылкам, закатал крышками – и товар к продаже готов. Купить для этого любое количество "левого" спирта - не проблема.

При том, что учет продукции на спиртзаводах выстроен так, что, казалось бы, мыши негде пролезть: везде стоят опломбированные газовые счетчики, позволяющие определить фактический объем производства спирта по расходу газа.

А сама процедура разливки продукции по спиртовозам на заводе напоминает ритуал и проводится в присутствии представителей налоговой службы и СБУ.

Спиртовозы так же пломбируются, об этом составляются акты - так же, как и по показаниям счетчиков, их подписывают налоговики и СБУшники.

Которые практически постоянно находятся на предприятии. И, наконец, в пути следования к официальному потребителю спиртовозы сопровождает вооруженная автоматами охрана.

Вот как, спрашивается, в таких условиях на спиртзаводе можно что-то украсть – если все участники процесса не находятся в преступном сговоре?

Тем не менее, время от времени в сводках происшествий от полиции и СБУ попадаются сообщения о задержании одной или даже нескольких автоцистерн со спиртом.

При этом одна автоцистерна вмещает несколько тонн(!) спирта. Т.е. это совсем не те объемы, которые теоретически может ежедневно выносить со спиртзавода работающий там слесарь дядя Вася в термосе из-под чая.

Негатив от подобного бизнеса очевиден – государство в первую очередь недополучает налоги, счет идет на миллиарды гривен в годовом исчислении.

И как раз на эту сферу стоило бы обратить внимание Кабмину - вместо того, чтобы еще больше нагружать легальный сектор по принципу "кто тянет, на том и везут".

С потребителями тоже предельно просто: они в попытке сэкономить на выпивке теряют здоровье.

Потому как в гаражной разливайке вопросы соблюдения качества никого не интересуют, в отличие от легальных заводов.

И пожаловаться на "бодягу" некому – фактический адрес "производства" совсем не тот, что указан на этикетке.

Более того, все может оказаться совсем печально, если по глупости или незнанию к "подпольщикам" в гараж попадает метиловый спирт вместо этилового.

В названиях разница всего в одну букву и к тому же мало кто из нелегалов в школе имел хорошие оценки по химии.

Поэтому не все в курсе, что метиловый спирт – смертельный яд и даже небольшой дозы достаточно для летального исхода. Используется он в химической промышленности в качестве растворителя.

5-10 мл метанола достаточно для тяжелейшего отравления, одним из последствий которого становится слепота. 30 мл – это уже смертельная доза.

Т.е. для того, чтобы "склеить ласты" от такого фальсификата, совсем не обязательно выпить бутылку – достаточно одной неполной рюмки или стаканчика.

Один из свежих примеров – в октябре т.г. в Харьковской обл. от отравления метанолом умерли 46 человек. Уже в декабре в российском Иркутске жертвами настойки с метилом стали 54 человека.

Не надо иметь дар ясновидения, чтобы предсказать, что теперь у нас таких инцидентов будет все больше и больше.

И определяющим фактором тут является не эффективность работы правоохранительных органов либо их бездействие, а экономическая подоплека – неадекватно высокая цена официального алкоголя.

Не изменит ситуацию и намеченная на 2017 г. приватизация госконцерна "Укрспирт".

Поскольку интерес продать часть своей продукции "налево", без уплаты акциза, у производителя все равно остается, даже если он станет частным.

Тем более, что ничего изобретать ему не надо, соответствующие схемы давно налажены и работают почти без сбоев.

Исходя из этого, можно сделать вывод: единственным позитивом от нововведения КМУ является наполнение госбюджета.

Но позитив слишком кратковременный, зато побочные эффекты от повышения минимальных цен на большинство алкогольных напитков несоизмеримо больше.

Поэтому правительству "реформаторов" стоит обратить внимание на другие возможные источники наполнения госбюджета.

Например, заставить наконец-то олигархов заплатить налоги на конечную прибыль от работы украинских предприятий, выведенную в оффшоры. Слабо?

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Страна
20.04.2024
10:00

Тучи на горизонте, или Почему у бизнеса "портится настроение"?

Валовой внутренний продукт (ВВП) за январь-февраль вырос на 3,6%, по данным Минэкономики. Не стоит забывать, что в январе 2023 г. зафиксировано падение на 32%, в феврале – на 26%. Сейчас - рост...
Мир
20.04.2024
09:31

"Трамп хочет, чтобы Конгресс принял решение о помощи Украине". Обзор западных медиа

Если Трамп вернется в должность и попытается протолкнуть мирное соглашение между Россией и Украиной, ему нужно, чтобы Украина имела сильную военную позицию
Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Все статьи